Эта история началась с краеведческого музея, где были выставлены «каменные бабы», найденные в районе «Семиречья». Поставленные в давние времена, народами населявшими «Дикую Степь», они были центрами поклонения. Богам? Предкам? Мы можем только догадываться. Или, по археологическим находкам, пытаться реконструировать.
Внимание привлекли рисунки на камнях. Стадо оленей с ветвистыми рогами-деревьями, мирно пасущееся под знойным степным солнцем. Вспомнились сразу легенды о «Мировом дереве» и «Матери Оленихе» - прародительнице родов.
В отдельной экспозиции выставлены каменные символы плодородия. К сожалению, яркое солнце и бликующие стекла не позволили сделать качественный снимок.
После осмотра, решил переговорить с работниками музея. Выяснилось, что в округе города тоже есть наскальные рисунки. Где-то на «Красных камнях». Если бы ещё знать, где это! Напрягаю «музейщиков» и через 40 минут получаю более-менее точные координаты. Оказывается это на правом берегу реки Каратал, выше по течению границы города Талды-Курган.
До встречи есть время, а потому пытаемся вести поиск самостоятельно.
Рассматриваем ровные валуны и на левом и на правом берегу.
Замечаем каменный «бочонок» и спускаемся к нему.
Метра полтора в диаметре каменная ниша образована почти круглыми камнями, которые при большой воде, кружатся внутри и расширяют «бочонок».
Вспоминаю, как на Катуни (Алтай) мне показывали подобную каменную ловушку, где местные вылавливали золото. Кроме окатышей в ней ни чего нет, но занятно.
Продолжаем осмотр, но пока с нулевым результатом.
Река, постепенно выходит из скальной теснины и становится менее стремительной.
Здесь уже давно закончился город, и уже кончаются дачные постройки.
Последнее строение на берегу. Поднимаемся, чтобы узнать свое местоположение и возможность обратного пути.
Очаг из камней и глины с отверстием для когда-то вынутого большого казана, привлекает внимание только своей оригинальностью. Проходим дальше и ошарашено столбенеем.
Перед нами, спиральными линиями, на каменной плите, размером 1.5х1.5метра, изображено Солнце. Всем стоять! Пришли!
Оглядываемся на реку. Ни чем не примечательная пойма с редкой растительностью.
А вот на камнях, что возле очага, замечаем некие ложбинки, ямки, черточки.
Прямое солнце чуть было не сыграло с нами злую шутку. Рисунков просто не видно.
Пройди мы метров 30 дальше, пришлось бы возвращаться не солоно хлебавши.
Становится понятным предназначение каменной «ванны», что рядом со спиралью-солнцем. Это же жертвенник, в которое степняки наливали для своих Богов молоко,
Оставляли пищу и дары. По поверью, птицы летают в небе, а значит они ближе к Богам. Поэтому, то, что съела или унесла птица – то благосклонно принято Богами.
Но что же делать с рисунками. Фотографии при таком освещении получатся маловыразительные.
В «Долине Шаманов» пришлось ждать вечера, чтобы в косых лучах делать съёмку.
Подождём.
Наверное, все-таки Боги благоволят. Из домика вышел хозяин. Знакомимся.
Кажикумара Килыулы, предложивший называть его просто Коля, со своей супругой
Турар живут здесь с 1994 года. Много раз они пытались «озвучить» существование камней со странными рисунками, только после распада СССР ни кому дела до них нет.
Да. Приезжали из Алма-Аты и еще несколько раз. Только толку, - ни какого.
Все согласны с тем, что камни – историческая ценность, да вот «денег нет… и т.д.»
За эти годы он не однократно показывал праздношатающимся туристам эти рисунки и способ, при котором они проявляются.
А способ довольно простой – полить водой, что нам и было продемонстрировано.
Сложность состояла только в том, чтобы найти правильный ракурс.
Великая влага в мгновение ока выявила то, что так тщательно скрывало палящее солнце.
Вот лучник натягивает тетиву.
А вот мирно пасутся козы или бараны.
Это хитросплетение довольно трудно понять и разобрать.
А вот за эту лошадь, приезжавшие немцы предлагали 10 000 евро.
Однако!
Здесь опять лучник и опять лошадь
И опять лошадь!
А вот что это за три точки-ямки?
На другом рисунке архары – дикие козлы, большими стадами бродившие некогда по этим местам.
И опять козлы
А вот здесь, буквально в полуметре от фундамента дома, концентрическими окружностями изображено ещё одно солнце. Рельеф рисунка слабо выражен, а посему приходиться, подождав, пользоваться арсеналом литографии. Смачивать только верхнюю часть рисунка
Камень у очага просто пестрит рисунками
Вода – это хорошо, но мел и щётка лучше.
Пытаюсь обвести контур рисунка мелом. Иной раз, направление линии приходится определять пальцами на ощупь.
Что-то уж слишком много ямок, высверленных камнем и соединенных между собой едва уловимыми бороздками.
Делаем предположение, что это фрагмент древнейшей карты. Для подтверждения гипотезы надобно будет раздобыть подробную современную карту этих мест, либо дома залезть в ГУГЛЬ и посмотреть космоснимки.
Справа вверху Солнце-улитка ползёт по небу.
А здесь другой способ. Мелом намазываю ладонь и протираю всю верхнюю часть рисунка.
Постепенно проявляется ещё одно изображение. Лошадь или осёл?
На нижнем рисунке точно лошадь.
Что это? Архар или лучник?
Вот собака читается просто великолепно.
А здесь уже точно могучие архары
На нижнем снимке (лежащая? бегущая? беременная?)коза. Впереди вожак, а позади их догоняет (пасёт) собака.
Рисунок покрупнее.
Что же это за ямки?
Если рисунок смотреть так – на нём старый самец вожак, но стоит посмотреть на него с правой стороны, и видишь горного леопарда – ирбиса, сидящего в засаде.
Осторожнее с трактовкой.
Нижний рисунок ни как не хотел сдаваться. Намелил палец и им просто протёр желобки рисунка.
Дык, это же собака. Изображена четкими штрихами.
Над расшифровкой этого «ребуса» пришлось провозиться почти полдня.
Тут тебе и верблюд, и козы и кони. Вверху справа (и в низу с лева)
наездник на коне
В правой руке толи булава, толи бубен, а значит это не охотник, а шаман
В своей поездке в потусторонний мир Духов.
И вновь три ямки, соединенные бороздками.
Возможно так изображалось орудие охоты, нечто подобное мексиканскому «боло» двум камням связанным веревкой. Камни раскручивались над головой и бросались в ноги животного. Там они оплетали и стреноживали жертву.
На нижнем рисунке вообще непонятки. Ямки с дорожками между ними. Просто дорожки, которые раздваиваются и расстраиваются.
Блин! Точно карта. От водопоя к водопою или от селения к селению.
Ну а этого не ожидал ни кто!!!
Ни просто расчистка, ни вода не проявили в должной мере рисунок.
Пытаюсь натёртым мелом заполнить лунки.
Более крупных лунок или бороздок в рисунке нет.
Ряды аккуратно высверленных лунок, диаметром 5-6ммм образуют две
концентрические окружности.
Всего лунок 28. (тех, которые выявились визуально)
Желающим разгадать сей «Кроксворд» могу выслать большую фотографию с привязкой на местности и т.д.
На нижнем фото – артефакты, найденные в округе. (со слов Николая)
Кто же жил в этих местах?
Тут начинается криминал.
В гос-музее Алма-Аты фотографировать запрещено.
Ну не совсем. За 200 тэньге позволено фоткать в вестибюле и в прихожей зале.
Зная это по прошлому разу, я вооружился «шпионской техникой», когда-то купленными, для съёмки в темных пещерах, часами с видеокамерой. Инфракрасная подсветка помогала мне в «Музейной», «Айе», «Мамонтовой». На всякий случай аппарат тоже висел на поясе.
Спускаемся в нижний этаж, где в полумраке сделан стенд с «Каменными бабами».
Присматриваемся к наличию и расположению видеокамер наблюдения.
Всё хорошо. Нас якобы не видят.
Пытаюсь сделать фото Олимпусом. Хороший объектив вытянет.
БЛИН!!!!!!!!
Забыл убрать функцию против красных глаз и дальномерного лазера.
Красный глазок кроме интересующего объекта освещает еще три стенда (прозрачных) за ним. В течении полутора секунд влетает «смотрелка» и начинает визг и вой.
На автомате стираю последний кадр и идём на разборки в «охранку»
После полного просмотра флешки, (порядка 400 снимков) меня отпускают.
Так что извините за качество.
Так вот Каменная «баба» изображает весельчака с длиннющими горизонтальными усами и РЮМКОЙ(!!!???) в руке. У соседней «Бабы» шикарная круглая борода и тоже бокал.
Достойного фото нет – уж больно быстро среагировали. Поверьте на слово, или ждите следующего раза, когда пойду только с камерой.
Вот и попытайтесь определить национальную или расовую принадлежность жителей «Дикой Степи»
Единственное, что смог сделать Кажикумара (николай) – это на свои деньги заказать аншлаг и выставить его для острастки «чёрных копателей»
Расстаемся почти братьями.
Храни тебя твои Боги, Великая Степь и Солнце, как ты бережно хранишь
Каменные солнца предков.
А Каратал всё так же размеренно и невозмутимо несёт свои воды.
Несёт и хранит тайны былого.
А каменные Боги хранят своих детей